Рентабельность в садоводстве: о чем говорят эксперты

Мероприятия
Рентабельность в садоводстве: о чем говорят эксперты

С 21 по 24 ноября в Краснодаре прошла 30-я юбилейная международная выставка «ЮГАГРО 2023», в которой приняли участие более 600 компаний из 14 стран. «Сингента» тоже была в числе экспонентов и в рамках второго дня провела дискуссию по садам «О чем говорят эксперты?». Рассказываем, какие актуальные темы больше всего волнуют садоводов.

Рентабельность в садоводстве. Реальный опыт производителей

На фото: Михаил Скрипачёв и Ирина Шулипина

Сегодня рентабельность — ключевой показатель для садоводства. Все чаще поднимаются вопросы экономики производства, правильной бизнес-стратегии, окупаемости инвестиций. Важность темы отражает и статистика Росстата: рентабельность по чистой прибыли компаний в 2022 году варьировалась от -34 до +48 %. Разрыв большой, а значит, для очень многих компаний есть возможность и желание для роста.

Модератор сессии Ирина Шулипина, менеджер по развитию фунгицидов для специальных культур компании «Сингента», и Михаил Скрипачёв, начальник планово-финансового отдела ООО «Сады Баксана», вместе разбирались, что такое рентабельность садоводства, как она связана с качеством яблок и от чего зависит.

Товарное яблоко — урожай 2023-го года в регионе Юг

Формула основного показателя рентабельности общеизвестна: отношение прибыли к стоимости активов. Второй вид рентабельности — это отношение прибыли к годовой выручке, садоводам ближе и понятнее. Если прибыль условно 100 млн, а выручку получили 20 млн, понятно, что отношение 20 %.

Но последние три года цена продажи падает, и если на первый сорт падение на 1 рубль в год, на второй уже значительнее, и это дестабилизирует рынок. Затраты постоянно растут, к ним прибавляется инфляция, и все это сближает доходы и расходы, которые в хронологии на графике, потому что любой бизнес живет на разнице.  Плюс вызовом являются высокие требования сетей по качеству товарного яблока, которым необходимо соответствовать.

Как ориентироваться в этой системе координат? Смотреть шире, искать свой путь и работать комплексно по всей цепочке производства: от закладки сада и технологии выращивания до хранения и реализации.

 «У нас эти слова стали неотъемлемой частью логотипа и отражают наше место в мире: «Выращиваем. Храним. Реализуем». Само по себе отдельно ничто из этого не живет. Только три процесса вместе позволяют держаться в описанной системе рентабельности и получать результат», — считает Михаил Скрипачёв.

И компания на практике доказала, что это возможно, став лидирующим производителем в Кабардино-Балкарской Республике. С 2015-го по 2023-й валовый объем урожая вырос с 9 тыс. до 23 тыс. тонн.

 

Валовый объем урожая. Данные предоставлены ООО «Сады Баксана».

И это не везение, а результат планомерной работы. С самого начала ставка сделана на технологию интенсивного садоводства.  Средняя урожайность выросла в 2023 году до 50 тонн с 1 га. В 2021 году заложены последние участки молодых садов, которые уже начали плодоносить: в 2022 году дали дополнительные 350 тонн, а в этом уже 1200 тонн. В 2024 году к ним добавятся уже посаженные осенью 116 га новых садов. И площадь всех возделываемых садов накрыта противоградовой сеткой для защиты деревьев и урожая.

Полностью решен вопрос с хранением за счет собственных холодильников на 20 тыс. тонн. Также запущены две интеллектуальные линии сортировки, отбирающие плоды по цвету, весу, калибру и внешним дефектам. Организована приемка товарного яблока непосредственно на территории предприятия. Сегодня компания стабильно отгружает 8-10 машин в день. Предприятие довольно долго выходило на запланированный уровень рентабельности, а сейчас — лидер региона.

 «Затраты ежегодно растут, но доходность должна расти быстрее по сравнению с ними, чтобы постоянно выполнять задачу повышения рентабельности и прибыли. Поэтому мы всегда ищем, что можно улучшить для увеличения каждой составляющей доходной части», — Михаил Скрипачёв видит именно в этом секрет успеха.

И строить всё, по мнению Михаила, нужно системно: сначала появляется система продаж, потом учета, на ее базе уже строится система управления затратами, после системы контроля и планирования. Последней — особое внимание.  Необходимо создавать цели, которые увеличивают прибыль. Создавать модель прибыли так, чтобы видеть реальное будущее, чтобы избежать «кассового разрыва», чтобы каждый месяц были доступны денежные средства для инвестирования в следующий урожай. Такой подход делает бизнес устойчивым, все вложения будут оправдывать себя и будут достигаться значительные результаты. При этом рост затрат должен всегда быть оправдан и соответствовать росту важнейших показателей.

В завершение беседы Михаил подчеркнул, что нет такой технической задачи, которую невозможно было бы решить, особенно с учётом того, какими темпами развиваются современные технологии, вопрос лишь в том, как подходить к поиску решения и какие ресурсы для этого понадобятся.

Технология как основа быстрого возврата инвестиций

 

На фото: Максим Коростиев, Никита Кодаченко и модератор площадки Дмитрий Горобец

Дискуссию о рентабельности и возврате инвестиций продолжили Максим Коростиев, технический эксперт по садам и виноградникам компании «Сингента», и Никита Кодаченко, технический эксперт направления «Биологические продукты и питание растений». Они отметили, что стратегия развития садоводства опирается прежде всего на тактику: какие решения принимаются в моменте, в ходе сезона, как обеспечивается защита растений и как это способствует достижению результата.

«В среднем по югу стоимость защиты интенсивного сада колеблется от 250 до 350 тыс. рублей на га, плюс питание — от 70 до 120 тыс. рублей на га», — привел данные Максим Коростиев.

И производители нередко стремятся экономить, как на этапе закладки сада, так и при дальнейших обработках. Но оправданно ли это в итоге? К примеру, неразветвленные саженцы дешевле, и их можно купить условно за 300 рублей вместо 350. Выглядит как экономия.

Однако она сиюминутная, ведь за таким саженцем еще год нужно ухаживать, и вместе с этим добавляются дополнительные расходы на раннюю обработку гормональными продуктами, что не очень хорошо и для самого растения. В итоге затраты даже превышают запланированные вместо желанной экономии.

В случае с СЗР теоретически тоже можно уменьшить расходы: увеличить интервалы между обработками, купить более дешевые препараты или совместить оба варианта. Но такие шаги ставят под угрозу всю работу агронома и прибыль хозяйства. При уменьшении количества обработок или использовании дешевого препарата его запаса прочности может просто не хватить, если сложатся экстремальные погодные условия, и производитель рискует потерять большую часть урожая.

Максим Коростиев подчеркнул: «Даже если купить препарат с таким же действующим веществом, нужно понимать, что в составе не только оно. Есть эмульгаторы, диспергаторы, стабилизаторы и другие вспомогательные компоненты, которые обеспечивают работу этого ДВ. Полный состав до конца никогда не раскрывается. Но любая разница в составе или количестве вещества может сказаться на эффективности».

И если сложатся неблагоприятные условия, которые потребуют стопроцентной отдачи от средств защиты, будет четко видна разница между качественными оригинальными препаратами и «тем же самым, но дешевле».

При комплексной системе защиты можно добиться более высоких качественных и количественных показателей урожайности

Покажем на примере: недавно в портфеле «Сингенты» появился новый инсектоакарицид ЛИРУМ®, обеспечивающий одновременный контроль всех вредных насекомых и клещей. Технология применения этого продукта позволяет минимизировать риски сбоев в системе защиты.

Она подразумевает двукратную обработку: по первому поколению плодожорки и повторно через 10 дней. Тогда со вторым и третьим поколением понадобится уже меньше обработок против клещей и других вредителей. Первоначальные затраты компенсируются, и не придется делать баковые смеси весной.

Другими словами, если выстраивать комплексную систему защиты по всему спектру вредных объектов, а не по одному, эффективность будет гораздо выше. Так в идеале выглядит формула «когда препараты работают, агроном отдыхает».

Другой продукт компании — уникальный фунгицид МИРАВИС® на основе технологии АДЕПИДИН® — эффективно контролирует паршу и мучнистую росу. И обладает длительным периодом защитного действия в любых погодных условиях, что повышает результативность обработки и оправдывает инвестиции. В России препаратом обрабатывается более 70 000 га садов.

Новое направление в портфеле компании «Сингента» — «Биологические продукты и питание растений»

Никита Кодаченко в свою очередь отметил: «В эту схему можно успешно встроить биологические продукты, которые помогают растениям развиваться и бороться со стрессом, а заодно решать проблемы с окрасом, лёжкостью, разнокалиберностью. К выровненности плодов у торговых сетей особенно строгие требования, товарная фракция должна быть 65+».

И сегодня с помощью уникальных биологических продуктов компании «Сингента» у производителей есть возможность эти параметры «подтянуть», а не ждать перепадов температур, нужного количества света и других идеальных условий. И тем более не прибегать к ретардантам, которые быстро «старят» яблоко и уменьшают срок хранения.

Например, биостимулятор СВИТ с комплексом полисахаридов запускает синтез пигментов на уровне физиологии, ускоряет и повышает равномерность созревания. Продукт не гормональный, что обеспечивает и хорошую лежкость, и беспроблемное хранение без негативных изменений.

А биостимулятор БЕНЕФИТ Пз разработан специально для увеличения размера плодов овощей, ягод и фруктов. Оно происходит естественным путем за счет ускорения деления клеток на стадиях после образования завязи и в период активного роста плода. Вкусовые и технологические качества при этом не снижаются, а товарная фракция стандартизируется.

Продукция экспонентов на выставке «ЮГАГРО 2023»

Подробнее о новых продуктах и технологиях применения смотрите в нашем видео.

Подводя итоги дискуссии, эксперты согласились, что рентабельность — многофакторное понятие со многими переменными, но для успешного бизнеса в садоводстве нужно смотреть шире и думать не о том, как сэкономить в данный момент в ущерб будущему, а о том, что улучшить, чтобы заработать больше. Тогда этот механизм будет работать на самого производителя.